Часто можно услышать мнение, что в школе ничего не меняется — ученики сидят за партами, родители боятся вызовов в школу, учителя борются за наличие сменки и домашнего задания. При этом слышны и другие голоса – слишком много нагрузки для детей в школе, много требований к участию в олимпиадах, в проектной деятельности и другие новации...
Так как же на самом деле? Что действительно происходит в школе?
Как не перегрузить ребенка и сохранить интерес к учебе обсуждали учителя, родители и эксперты в проекте «ШКОЛАнутые».
Какие изменения необходимы школе и почему?
Не всегда всем «участникам образовательного процесса» (так официально называют учителей, родителей и детей) понятны причины введения новшеств в образовательную программу.
Проектная и исследовательская деятельность
Проектная и исследовательская деятельность в школе возникла в ответ на расширение информационного поля: как разобраться в бесконечном потоке информации, как выбрать необходимую для решения какой-либо задачи, как различить достоверную информацию от той, что может быть бесполезной, или даже вредной? Навыки, которые развиваются у ребенка при работе над проектом или исследованием помогут ему в дальнейшем правильно ставить задачи и находить креативные решения, исправлять ошибки и доводить начатое дело до конца.
Кроме того, проектная и исследовательская деятельность позволяет ученикам получить разнообразный опыт в различных предметных областях. Что становится особенно важным в старшей школе – когда необходимо определяться с будущей профессией или хотя бы направлением профессионального обучения.
Сейчас особенно актуальным выглядит вопрос профилизации, профориентации и профильного обучения. И уже ни у кого не возникает вопрос о необходимости профориентации в школе, споры ведутся о том, с какого класса необходимо вводить профильное обучение – обучение с углубленным (или расширенным) изучением отдельного предмета: математики, иностранного языка, естественно-научных предметов и т.п.
В проекте «ШКОЛАнутые» ученики 5-11 классов и выпускники делились своими историями и рассказывали, как они относятся к обязательной проектной деятельности
Профориентационная работа
Такое требование к современной школе — усиливать профориентационную работу тоже закономерно. В современном мире огромное количество самых разнообразных профессий, какие-то профессии уходят, какие-то появляются и ученикам и их семьям бывает трудно разобраться, в каком именно направлении деятельности дальнейшего обучения ребенок может себя проявить. Проба себя в разных направлениях деятельности, в разных предметных областях, посещение вузов, предприятий, встречи с экспертами — все это, помогает ребенку выявить свои сильные стороны, таланты и склонности, развивать их потенциал и, возможно, сконструировать себе будущую профессию.
Помимо этот, профориентация в школе имеет и более прагматичные цели – познакомить учеников с реалиями рынка труда, перспективными профессиями в каждом конкретном регионе и требованиями работодателей. Кроме того, ученик, который понимает связь между школьными предметами и будущей профессией более мотивирован учиться, серьезнее относится к учебе и получает более высокие оценки.
Провели опрос среди учителей, родителей и школьников и вот какие результаты получили:
346 респондентов, 14-65 лет, вся Россия
Данные были собраны путём опроса людей, непосредственно связанных со школьным образованием: учителей, школьников, выпускников, а также родителей школьников и выпускников
Олимпиады и конкурсы
Одним из инструментов профориентации является участие в различных предметных олимпиадах, конкурсах и других интеллектуальных состязаниях. И если в младших классах ученики успевают участвовать в олимпиадах по самым разным предметам, то в старших классах олимпиадное движение становится чем-то вроде спортом высоких достижений: серьезные регулярные тренировки, стрессы в условиях жесткой конкуренции, высокая значимость победы. Ведь победы в престижных олимпиадах и интеллектуальных состязаниях приносят ученикам широкое признание и открывают новые возможности для дальнейшего образования и возможной карьеры.
Так много всего важного, полезного есть в современной школе. И очень важным навыком для современного учительства становится умение гармонично внедрить все новации в учебный процесс таким образом, чтобы у наших детей оставалось время и возможности на дополнительные занятия, общение и любимые хобби. А родители могли оказать необходимую поддержку ребенку в учебе. А еще всем «участникам образовательного процесса» важно помнить, что для ребенка школа – это не подготовка к жизни, а уже его жизнь, и важно сделать ее не только полезной, насыщенной и интересной, а еще и счастливой!
Обсуждение материала
Оставить комментарий